Чемпионат ФИА Формулы-2

(FIA Formula Two Championship)

2009 года

Статистический взгляд на прошедший сезон

В среднем на старт каждой гонки первого (возобновленного, как любят говорить многие) Чемпионата ФИА Формулы-2, состоявшего из 16 этапов (по 2 гонки в уик-энд) выходило 24,44 пилота. Несмотря на то, что чемпионат начинался с 25 участников на старте, в Донингтоне было 24 пилота – на предыдущем этапа в Брэндс-Хэтче погиб Генри Сертиз и его место было оставлено свободным, а на последних двух гонках в Барселоне стартовало и вовсе 23 (Санчез не стартовал из-за отказа техники, а Яконелли не принял участие даже в тренировках из-за простуды). При этом среднее число заявленных на каждый этап осталось равным 25-ти ровно – в двух случаях, перед первыми гонками в Брно и в Спа, в тренировках участвовал дополнительный, 26-й гонщик - тест-пилот серии Стивен Кейн, на автомобиле под номером 1.

В среднем до финиша добиралось более 18 гонщиков (т.е. почти 75% от стартовавших). Максимальное число на финише было зафиксировано во второй гонке чемпионата, в Валенсии – аж 23 участника увидели клетчатый флаг. Минимальное же число финишировавших (классифицированных) гонщиков было во вторых гонках в Донингтоне и в Имоле – по 15; в обоих случаях практически все выбывшие гонщики участвовали в массовых столкновениях на первых кругах.

А вот реальной борьбы на трассе, по крайней мере за лидерство, практически не наблюдалось, чему подтверждением следующая статистика. Только в 2-х гонках лидировало более 1 гонщика, причем только в первой гонке в Ошерслебене он поменялся более 1 раза (борьба Соучека и Мура на первых кругах). А в остальных случаях был театр одного актера: среднее количество лидеров гонки – 1.125, среднее количество смен лидеров – 0.188. Более того, 10 гонок из 16 (62,50%) выиграны с поул-позиции, и только в 1 случае победитель стартовал не из первой тройки (Энди Соучек с 5-й позиции в Брно); средняя позиция победителя на старте составила 1.688. Гонщики особо и не упорствовали в борьбе за лидерство – средний отрыв победителя от второго места составил 5.426 секунд. Только в двух случаях на финише гонщиков разделило менее полусекунды – 0.494 сек. между Филиппом Энгом и Соучеком в первой гонке в Брэндс-Хэтче и 0.479 между Алешиным и все тем же Соучеком во второй гонке в Ошерслебене. Максимальный же отрыв составил 15.116 (!) секунд, которые привез Жульен Жусс Казиму Василяускусу в Донингтоне (вторая гонка), и это притом, что во время гонки машина безопасности возила за собой пелетон целых три круга.

Если уж речь зашла о выездах машины безопасности, то они состоялись в 10 гонках из 16, и почти во всех случаях причиной ее появления были гоночные инциденты на первых кругах гонки. При этом, лишь в одной гонке автомобиль выехал более 1 раза – в трагической воскресной гонке в Брэндс-Хэтче, в общей сложности 3 раза, на 6 кругов из 15 (фактически гонку вообще 2 раза останавливали). В среднем же на каждую гонку пришлось по 2 круга за машиной безопасности. Возможно, частые «прессования» пелетона и привели к тому, что только в 9 гонках у нас были отставшие на 1 круг и более от лидера гонщики, причем практически во всех случаях причинами были не низкое мастерство пилотов (хотя состав чемпионата действительно был разношерстный), а ненадежность техники – например, как это было в первой гонке в Донингтоне.

Возвращаясь к борьбе, то «битвы с секундомером» были гораздо плотнее реальной борьбы на трассе (фактически, подавляющее большинство улучшений позиций происходило на старте, из-за ошибок и сходов впередиидущих пилотов, а также в результате неразберихи в массовых «свалках», и это несмотря на наличие кнопки временного «турбоускорения») – средний отрыв обладателя поула от занявшего второе место составил 0.184 сек., причем в 5 случаях пара лидеров умещалась менее чем в 1 десятую секунды! Минимальный отрыв обладателя поула – 0.013 сек., которые выиграл Филипп Энг у все того же Соучека в квалификации к первой гонке в Брэндс-Хэтче. Максимальное же преимущество составило 0.632 сек. (Михаил Алешин над Жульеном Жуссем) в дождевой квалификации перед второй гонкой в Ошерслебене. Если же говорить о стартовом поле в целом, то средний отрыв между первым и последним местом – невероятные 51.140 сек.! Правда, это как раз тот случай, когда «есть ложь, есть наглая ложь, и есть статистика». В первой квалификации в Имоле Армаан Ибрагим вылетел на первом же своем быстром круге, и в итоге его результат (вероятно, время прогревочного круга) почти на 12 минут оказался хуже результата поул-ситтера Казима Василяускаса. Если же отбросить этот результат, то средний отрыв сократится до 7.980 сек., не такой внушительной, но все равно большой цифры. Дело в том, что фактически беспроблемно (без экстремальных погодных условий и поломок техники у гонщиков) прошли только 5 квалификаций. Минимальный отрыв между 1-м и 25-м результатом составил 2.687 сек. (Брэндс-Хэтч, первая квалификация).

Говоря про быстрейшие круги, отмечу впечатляющий максимальный отрыв, зафиксированный во второй гонке в Спа, когда лучший круг Тобиаса Хегевальда практически на секунду (0.993 сек., если быть точнее) превосходил второе время гонки, показанное Энди Соучеком (и это притом, что во второй гонке в Бельгии Хегевальд был медленнее на полсекунды). Хотя еще более впечатляющим выглядит преимущество быстрейшего круга опят же Соучека на практически в два раза более коротком, чем Спа, кольце в Ошерслебене (первая гонка) – на 0.775 секунды лучше, чем время Василяускаса. Минимальное же преимущество – 5 сотых секунды между лучшими результатами Уикенса и Соучека во время второй гонке в Имоле. В среднем лучшее время гонки было на 0.361 лучше второго результата.

По скоростям чемпионат значительно недотягивал до уровня GP2, находясь примерно на уровне International Formula Master. Максимальная средняя скорость победителя составила внушительные 190.523 км/ч во второй гонке в Спа, минимальная – 63.573 км/ч, Брэндс-Хэтч, вторая гонка. Такая малая величина обусловлена курьезом системы тайминга – гонка останавливалась 2 раза, но хронометраж шел, вот и получилось, что 2-й круг гонки «ехали» более 14 минут, а 10-й – и вовсе около 17 (вместо «стандартных» 1м17с – 1м20с), а среднюю скорость победителя рассчитали, взяв общее время; отсюда и скорость времён становления автоспорта. Средняя скорость победителей гонок чемпионата – 151.791 км/ч. В Бельгии также был показан и самый «быстрый» поул – 196,601 км/ч, Тобиас Хегевальд, вторая квалификация, и «самый» быстрый круг – 194,210 км/ч, опять же Хегевальд, но в первой гонке. Наиболее «медленный поул» составил 157,516 км/ч (Никола де Марко, под дождем в первой квалификации в Брно), а средняя скорость самого «медленного» быстрейшего круга (авторства Казима Василяускаса) равнялась 161.698 км/ч (самая первая гонка чемпионата в Валенсии). Среднии значения для всего чемпионата – 174.797 км/ч для поулов и 174.349 км/ч для быстрейший кругов.

По продолжительности самой скоротечной оказалась вторая гонка в Ошерслебене (24 минуты и чуть более 50 секунд), самой длительной – уже не раз упомянутая вторая гонка в Брэндс-Хэтче, 52 минуты и 23.670 секунд, и это притом, что дистанцию сократили на 4 круга. В среднем же каждая гонка продолжалась чуть менее 35 минут. Говоря про дистанцию, самой короткой она была во время все в той же воскресной гонке на трассе Брэндс-Хэтч, 55.515 км, самой длинной оказалась первая гонка в Брно – почти 119 км (средняя дистанция гонки чемпионата – 88.408 км). Ну и прежде чем перейти к анализу борьбы в чемпионате и результатам гонщиков, следует отметить, что 2 гонки из 16 прошли в «мокрых» условиях.

Всего в чемпионате приняло участие 28 пилотов, из них 27 хотя бы раз вышли на старт, причем старт во всех 16 гонках приняло только 18 человек. Гонщики защищали цвета 15 стран, при этом только трое были представителями неевропейских стран (Уикенс – Канада, Ибрагим – Индия, Яконелли – Бразилия). Самое многочисленное представительство было у Великобритании – 8 пилотов (28,57%!), но, несмотря на количество, оно не переросло в качество - лучший британский гонщик в общем зачете стал лишь 14-м (Генри Сертиз), и «на всех» они набрали лишь 29 очков. Помимо Великобритании, только 4 страны были представлены более чем 1-м пилотом (Италия, Испания, Германия, Франция).

16 этапов чемпионата выиграли 8 пилотов, но при этом почти половина (семь) побед достались испанцу Энди Соучеку, из остальных лишь Роберт Уикенс и Тобиас Хегевальд смогли одержать более одной (по две, причем побеждали они в спаренных гонках одного уик-энда). 12 гонщиков побывали на подиуме, из них 3 – по одному разу (трагически погибший Сертиз, Карлос Яконелли и добившийся подиума во время своего дебюта на предпоследней гонке сезона Тристан Вотье). Наибольшее число подиумов добыл Соучек – 11, 6 раз в призерах оказывался Роберт Уикенс, по 5 – Мирко Бортолотти и Михаил Алешин. Бортолотти, Вотье и Уикенс стали единственными гонщиками, которые ни разу не финишировали за пределами первой десятки.

А вот среди обладателей лучшего времени круга явного лидера по итогам сезона не оказалось. 9 гонщиков проезжало круг в гонке быстрее всех, по 3 раза это сделали Соучек и Уикенс, еще трое были быстрее всех по 2 раза. Но, все же, лучший средний результат на круге остался за Соучеком – 4.250, у Уикенса он составил 6.533, третий показатель – у Жульена Жусса, 7.000.

Если же судить о квалификационной скорости, то с поул-позиции стартовало также достаточно большое число гонщиков – 9, но при этом лидером оказался Роберт Уикенс – 5 раз он начинал гонку с первой позиции; на втором месте Тобиас Хегевальд (3 поула), чемпион серии Энди Соучек лишь 3-й с двумя лучшими квалификационными результатами. Остальные гонщики стартовали первыми лишь 1 раз. Кроме того, два пилота стартовали с первой линии, но ни разу не добивались поула – это Себастиан Хохенталь и Мирко Бортолотти, причем итальянец стартовал с первого ряда целых 4 раза. Наибольшее же число стартов с первого ряда за чемпионат у Энди Соучека и Роберта Уикенса – по 7. При этом самым стабильным пилотом в квалификациях стал Соучек – его средний результат составил 3.38 против 4.19 у Уикенса и 5.00 у Алешина (3.313, 4.000 и 7.250, если говорить непосредственно о позициях на старте).

Несмотря на то, что в зачет чемпионата очки набрали 24 гонщика, как таковой борьбы за чемпионский титул не получилось. В течение первых 6 гонок турнирную таблицу возглавляли 4 разных гонщика (Уикенс, Бортолотти, Жусс и Соучек), на каждой трассе доминировал один пилот, и, сложилось впечатление, что такая ситуация сохранится до самого конца. Но, выйдя в лидеры чемпионата, опытный испанец первую позицию уже не отдал никому. Первое время Уикенс еще составлял ему конкуренцию, но дважды нефинишировав (в Донингтоне), канадец фактически похоронил борьбу на титул – отрыв лидера после 10-го этапа уже составлял 22 очка. После 5-го уик-энда потихоньку начало сокращаться и число гонщиков, которые еще имели теоретические шансы на титул (19), после 11-й гонки их осталось 8, после 12-й – пятеро, ну после 13-й гонки (за 3 до окончания чемпионата) Энди Соучек с отрывом в 35 очков стал недосягаем для ближайшего преследователя. На финише же чемпионата его отрыв вообще достиг неприличной величины – 51-го очка. Набрать 71,88% от максимально возможного количества очков очень помог результативный финиш в 13-ти гонках подряд, ни разу не ниже 4-го места.

Достаточно оживленной была борьба за 3 место в чемпионате (за серебро также не было особой борьбы, Михаил Алешин после своей победы лишь на одну гонку подвинул Уикенса со второго места), обладатель этой позиции по ходу сезона сменился 10 раз. Но после Ошерслебена все как-то «утряслось» и первые 12 позиций в чемпионате до конца оставались практически без изменений.

Самым стабильным пилотом чемпионата стал Генри Карьялайнен – он единственный, кто финишировал во всех 16 гонках, пройдя максимальную дистанцию по ходу сезона – 309 кругов (или почти 1400 км) в гонках. Правда, это ему не помогло занять высокую позицию в чемпионате – после первой гонки в Спа каких-либо выдающихся результатов он уже не показывал. Самым же нестабильным пилотом оказался Йенс Хёинг, который не финишировал в 10 гонках, 5 раз выбывая еще на 1-м круге. В итоге ему принадлежит наименьшее среди всех гонщиков (за исключением проводивших неполный сезон Сертиза, Хэнкока и Вотье) число пройденных в гонке кругов – 138.

Вообще немец стал, наряду с итальянцем Пьетро Гондольфи, худшим гонщиком чемпионата – у обоих ноль заработанных очков (единственные среди тех, кто начинал чемпионат), они также единственные, кто ни разу не финишировали в первой десятке: у Хёинга лучшим местом стало 13-е, добытое во второй гонке в Брно, а у Гондольфи – 14-е в первой гонке в Спа (средний результат в гонке 17.17 (немец) и 18.50 (итальянец)). При этом Гондольфи показал себя худшим гонщиком в квалификациях: лучшее место на старте – 20-е, средний результат 23.000. У Хёинга ситуация чуть лучше – лучшим место на старте стала 13-я позиция перед второй гонкой в Ошерслебене, да и в Спа он также был не в третьем, а во втором десятке на старте, отсюда и средний показатель в 20.250. Но ранг лучшего результата на круге выше всё же у Гондольфи – 9-й в первой гонке в Барселоне и 20.214 средний против 14-го во второй гонки в Спа и среднего в 20.400 у Хёинга.

В заключение – позиции, которые пилоты занимали на протяжении всех гонок. 10 гонщиков лидировали хотя бы раз на протяжении одного круга в гонках, при этом Соучек лидировал на протяжении практически 40% всех кругов чемпионата. На последней, 25-й позиции, отметилось лишь 4 пилотов – Милош Павлович (3 круга), Наташа Гачнанг (2 круга), Пьетро Гондольфи и Алекс Брандл (по 1). Лучшая средняя позиция в гонке, естественно, у Энди Соучека – 3.096, далее Тристан Вотье (4.500, но это объясняется тем, что француз провел лишь 2 гонки) и Михаил Алешин (5.912). Наихудший результат у Пьетро Гондольфи – его средняя позиция по итогам всех пройденных кругов чемпионата составила 19.657 (он также единственный, кто не смог по ходу гонки подняться выше 14-й позиции).

Более подробно со всей статистикой можно ознакомиться в соответствующем разделе (ссылки - под списком гонок чемпионата). Поскольку чемпионат проходил на шасси одной спецификации, все машины комплектовались одинаковыми двигателями и шинами, а также обслуживались одной командой, расчитывалась только общая статистика по чемпионату, а также по выступлениями гонщиков.

Итоговое положение в чемпионате

Место Гонщик Страна Очки
1 Soucek, Andy Испания 115
2 Wickens, Robert Канада 64
3 Aleshin, Mikhail Россия 59
4 Bortolotti, Mirko Италия 50
5 Jousse, Julien Франция 49
6 Hegewald, Tobias Германия 46
7 Vasiliauskas, Kazim Литва 45
8 Eng, Philipp Австрия 39
9 Pavlovic, Milos Сербия 29
10 de Marco, Nicola Италия 25
11 Iaconelli, Carlos Бразилия 21
12 Piscopo, Edoardo Италия 19
13 Vautier, Tristan Франция 9
14 Surtees, Henry Великобритания 8
15 Karjalainen, Henri Финляндия 7
16 Hohenthal, Sebastian Швеция 7
17 Ebrahim, Armaan Индия 7
18 Clarke, Jack Великобритания 6
19 Brundle, Alex Великобритания 5
20 Gladdis, Tom Великобритания 4
21 Palmer, Jolyon Великобритания 3
22 Moore, Jason Великобритания 3
23 Gachnang, Natacha Швейцария 2
24 Sanchez, German Испания 2

Источники информации
  1. Статистические данные, рассчитанные самостоятельно на основе результатов гонок чемпионата
  2. http://www.forix.com
  3. http://www.formulatwo.com/

    © Tекст и оформление, Грушко Алексей (Oleksiy Hrushko), 2009
    Не забывайте при использовании данных материалов связаться со мной.
    Любые дополнения и замечания приветствуются,
    по-возможности высылайте их мне на e-mail: unicorn_al@yahoo.com

    Вернуться к 2009 году   Перейти к другому году   Вернуться на главную страницу


    Хостинг от uCoz